Юрист для интернет-проектов
Занимаясь юридической поддержкой интернет-деятельности, сделала вывод о том, что всю деятельность можно разделить на два направления:
1. Поддержка интернет-магазинов.
Здесь важно грамотно составить оферту (публичный договор), на которые владелец магазина и покупатель будут опираться в случае возникновения проблемных ситуаций, а также соглашения о персональных данных. Эти документы должны быть согласованы с политикой ведения бизнеса каждого конкретного предпринимателя и защищать его интересы, при этом соответствуя всем нормам закона. Когда сайт будет готов, нужно оценить его содержимое и внешний вид с точки зрения соответствия рекламному законодательству. В дальнейшем юридическая поддержка сводится к устным консультациям, реагированию на претензии покупателей и помощи в урегулировании споров.
2. Юридическая поддержка промо-сайтов.
Если сайт посвящён какому-либо продукту, услуге и т.д., нужно проследить, чтобы рекламный контент соответствовал закону «О рекламе» и конкуренции. Если продукт можно купить прямо на сайте, учитываются положения закона о защите прав потребителей и ряд норм Гражданского кодекса РФ о публичной оферте и информации о товаре.
3. Поддержка информационных сайтов.
Сводится к оценке содержимого сайта и даче рекомендаций по приведению его в соответствие законодательству. Это особенно актуально в последнее время, т.к. законы и акты президента, вносящие лепту в регулирование деятельности в сети Интернет, принимаются просто с космической скоростью, и реагировать на них нужно быстро, чтобы не попасть на штраф или в «черный список» сайтов. Провайдеры по первому требованию суда блокируют ресурсы, а выяснять вопрос «почему и за что» можно долго. Особенно обидно потерять сайт из-за того, что вовремя не учли какую-то мелочь.
В общем виде, каждый сайт должен соответствовать необходимому минимуму требований современного законодательства:
1. Размещение значка «(возраст)+» в правом верхнем углу сайта. В силу существующего закона каждый владелец сайта самостоятельно оценивает приемлемость контента для посетителей разных возрастов, и сам решает, какой значок будет располагаться на сайте. Более подробно об этом написано в этом посте.
2. Обязательное модерирование комментариев на нецензурные и оскорбительные выражения, а также обороты, разжигающие любую вражду и рознь, призывы к экстремизму и т.д. Владелец сайта несет ответственность за любые размещаемые на сайте материалы, поэтому не оставляйте без внимания посты и комменты, которые пользователи могут публиковать без вашего ведома. Бывает так, что всего за час в обсуждении набирается материала на пару уголовных дел, поэтому лучше мониторить ситуацию постоянно.
3. Если на сайте размещаются обзоры продукта или услуги, либо рекламные статьи, придется обратить повышенное внимание на соответствие этого контента закону «О рекламе» и о конкуренции.
4. Следует предупредить владельца сайта об ответственности за незаконное использование на ресурсе чужой интеллектуальной собственности. Он может сэкономить деньги, копируя статьи и изображения на сторонних сайтах, однако потеряет гораздо больше, если сайт заблокируют по просьбе правообладателей, а сам он выплатить круглую сумму в результате судебного иска о нарушении авторских прав. Здесь есть два выхода: размещать материалы со ссылкой на первоисточник (как правило, можно ссылку делать неактивной), либо разместить объявление о том, что если материалы сайта нарушают чьи-либо авторские права, следует сразу обратиться к администратору сайта (при таких обращениях, если владелец не имеет прав на контент, материалы придётся убрать или проставить ссылку по соглашению с правообладателем).
Благодарю за очень большой, подробный и полезный ответ. Спасибо!!!
[Ответить]
Добрый день, спасибо большое за статью, но подскажите пожалуйста, а то не совсем понял. Можно ли выкладывать в instagram или на сайте скриншоты и кадры из фильмов? Законно ли это? И где можно об этом подробно узнать?
[Ответить]
16 декабря, 2015 at 15:58
Здравствуйте. Можно выкладывать скрины и кадры только уже обнародованных произведений (т.е. фильмов, уже вышедших в прокат), с указанием автора и обязательной пометкой на сайте или в аккаунте Инста о том, что все изображения выложены исключительно в информационных целях.
Где почитать подробнее:
Гражданский кодекс РФ:
Статья 1270. Исключительное право на произведение
1. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.
2. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:
…
3) публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;
Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях
1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования.
[Ответить]