Защита детей от вредной информации в Интернете.

Этот пост посвящён вопросу, который волнует многих владельцев интернет-ресурсов. Нужно ли по аналогии с печатными изданиями и телепередачами размещать знак информационной продукции на страницах сайта?

В 2010 году был принят закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью развитию», который регулировал маркировку инфопродукции знаками «(возраст)+». В соответствии с ним все телепрограммы и фильмы, газеты, журналы, книги были украшены крупными значками «6+», «12+», «18+» и т.д. Перед каждой радиопередачей ведущие сообщали, для какой категории лиц предназначена та или иная передача. Издатели печатной и телепродукции, радиоведущие начали добросовестно исполнять Закон.

А как быть владельцам сайтов, новостных порталов, блогов и тому подобных интернет-ресурсов? По сути, их сайты так же являются информационной продукцией, которая может оказаться вредоносной для детей или подростков в силу своей специфики, а значит, значки категории ограничения должны быть размещены и на их страницах?
Вышеназванный закон учитывает специфику размещения информации в интернете.

Сайтам посвящены ст. 11 и 14 Закона. Общий смысл таков: проставление знака ограничения информационной продукции обязателен только для сетевых изданий - зарегистрированных в качестве СМИ или интернет-версий печатных средств массовой информации. Остальные ресурсы МОГУТ (но не обязаны) иметь значок инфопродукции или сообщение об ограничении информации среди определённой возрастной категории детей. При этом категория интернет-ресурса определяется его владельцем самостоятельно, исходя из тематики и вида контента, специфики дизайна и с учётом возможного причинения вреда здоровью детей.

Определить категорию информации на сайте владелец может самостоятельно, в ст. 5 Закона критерии оценки определены достаточно чётко. Если владелец сайта сомневается в том, к какой категории отнести его, он может воспользоваться помощью экспертов, получив официальное заключение. В настоящее время нет чёткой структуры экспертной сети, их подготовка только планируется. Надзор за исполнением данного закона и деятельностью экспертов в этой области осуществляет Роскомнадзор. В 2012 году в зависимости от сложности экспертизы её стоимость составляла примерно 20-60 тысяч рублей.
Если владелец сайта решил разместить на нём знак информационной продукции, он должен учесть рекомендации Роскомнадзора по размещению такого знака на сайтах сетевых информационных изданий:
В них указаны требования к размещению знака  информационной продукции на сайтах сетевых изданий:

знак информационной продукции должен располагаться в верхней части главной страницы, по размеру должен быть не меньше 75% от заголовка второго уровня или не меньше размеров шрифта основного текста с применением полужирного начертания, или не меньше 20% от основной информационной колонки. По цвету знак информационной продукции должен соответствовать или быть контрастным цвету заголовка издания.
Новостная лента знаком информационной продукции не маркируется.
Не маркируются комментарии и (или) сообщения, размещаемые по своему усмотрению читателями сетевого издания на сайте такого издания.

   Итак, владельцы официально зарегистрированных СМИ в интернете обязаны проставлять знаки информационной продукции на страницах своего ресурса. Хозяева остальных сайтов делают это по своему усмотрению, самостоятельно определяя возрастную категорию своей целевой аудитории.

  • 19/01/2013