Буллинг: ответственность по закону
В конце декабря в Госдуму внесли проект закона о противодействии буллингу в школах. Новый закон призван определить травлю в школе как самостоятельное правонарушение, закрепить ответственность за буллинг и меры профилактики в школах.
Законопроект разной степени готовности предлагался к рассмотрению еще в 2022 году, но окончательно «дозрел» лишь после стрельбы в Брянской школе, когда очередная жертва насмешек начала палить в виновных и невиновных одноклассников из папиного ружья, а затем покончила с собой.
Законодателям и властям пришлось признать: буллинг в школе есть и он давно вышел за пределы безобидных шуточек. И если учителя предпочитают «ничего не видеть» и «не выносить конфликты за пределы школы», то дети будут сами бороться за себя, в том числе вот такими кровавыми методами.
Проблемы определения буллинга (травли)
Депутаты решили начать профилактику буллинга в школах с определения этого термина:
Вот такими размытыми формулировками депутаты предлагают измерять поведение одной группы лиц в отношении других лиц. И здесь вырисовывается проблема: как разграничить травлю, замечания или шутки? Как не допустить злоупотреблений и не перегнуть палку, внедряя закон об ответственности за буллинг в школе?
Во-первых, в определении используется термин «агрессивное поведение» - кто и как будет измерять степень агрессивности? Где эта грань? Учитывая разную степень ранимости и обидчивости каждого подростка, вряд ли можно ровнять всех под один стандарт. То, что один воспримет как глупую шутку или неудачный прикол, другой сочтёт оскорблением, поводом впасть в депрессию и отказаться ходить в школу.
Во-вторых, «систематическое» - это какое? Два и более эпизода обычно считаются системой, однако их нужно как-то зафиксировать и подтвердить, и опять же замерить в каждом случае степень агрессии (см. пункт «во-первых»).
В-третьих, кто будет определять, имело ли место «психологическое агрессивное поведение»? Если исходить из субъективных ощущений самого потерпевшего, то придется учитывать степень ранимости каждого ребенка, проводить психолого-психиатрическую экспертизу и т.д. И это может быть травматично само по себе, т.к. для многих подростков такие разбирательства - еще один повод для моральных страданий и насмешек (вспомним, как в школах относятся к ябедам).
При этом травля в школах - такое явление, о котором все имеют представление и знают, как это выглядит на практике, но которое сложно описать словами и зафиксировать для дальнейших действий. Расплывчатые определения - это проблема, но еще большая проблема - не принимать вовсе никаких мер или слишком сужать понятие буллинга до конкретных действий. Слишком много проявлений издевательств над школьниками существует, слишком неочевидные действия могут приводить к тому, что ребёнок чувствует себя неправильным, ненужным, страшным, глупым или никчёмным… (список эмоций можете продолжить сами).
Конечно, критиковать проще, чем придумать адекватное определение буллингу в школе, чтобы оно идеально описывало происходящее и позволяло разграничить травлю и другие проявления детского и подросткового общения. Но я всегда прикидываю, как будет выглядеть на практике процесс доказывания по таким делам, ведь ответственность и наказание за травлю в школе предполагают установление вины. А учитывая, что на первом этапе заниматься подобными «расследованиями» предстоит не юристам, а учителям и администрациям школы, в таких делах всё должны использоваться предельно ясные и недвусмысленные формулировки.
Сначала профилактика, затем - наказание
В законе будут определены правила профилактики буллинга в школах, причём они будут обязательны для исполнения всеми участниками образовательных отношений. По замыслу законодателей, Министерство просвещения РФ разработает единый стандарт профилактики травли, куда войдут:
- общие требования к проведению профилактических мероприятий;
- правила определения общей психологической обстановки в учебном заведении;
- правила коллективной и индивидуальной профилактики буллинга;
- разработка единых рекомендаций по профилактике травли для детей, учителей и родителей;
- правила реагирования при обнаружении случаев школьной травли, в том числе со стороны учителей и родителей.
Цель: научить педагогов, школьных психологов и родителей выявлять первые «звоночки» физической и психологической травли и грамотно действовать, причем сразу. Насколько такая профилактика действенна в отношении иерархически выстроенных подростковых мини-группировок внутри школы - большой вопрос.
На практике сейчас это выглядит так:
- Школьный психолог периодически проводит тестирование, где встречаются вопросы с подвохом, призванные выявить конфликты и неприязнь внутри класса.
- Если буллинг есть, ребенок чаще всего предпочитает терпеть или самостоятельно бороться с обидчиками. Ведь он не ябеда и может за себя постоять. Как правило, это заканчивается либо дракой, когда чаша терпения переполнена, либо такими инцидентами, как в Перми, Брянске и т.д.
- Если травля становится явной, об этом первыми узнают родители и идут поговорить с учителем, который «ничего не замечал, но теперь обратит внимание». Как правило, ребенку на этой стадии рекомендуют «научиться дружить» с ребятами и завоевать их авторитет.
- Если родители действуют чуть решительнее и доходят до директора, тот тоже обещает разобраться и предлагает школьную медиацию и беседу с родителями других участников буллинга. Те отрицают какую-либо проблему и заявляют, что потерпевший вообще-то тоже виноват, ведь их дети не будут просто так обижать кого-то, они защищались и т.д. На этой стадии родители потерпевшего ребенка понимают, что никто ничем не поможет, и проще перевести ребенка в другую школу, надеясь, что там подобное не повторится. Иногда и сами педагоги рекомендуют «перевестись, если у вас здесь проблемы».
Получается, что ребенок, а затем и родители остаются один на один со своей проблемой именно из-за того, что никто не знает, как действовать, да и не хочет. Лишь бы было тихо. Лишь бы не выносить инцидент за пределы школы.
Законодатели же решили действовать превентивно: не просто выявлять случаи травли в школе и привлекать виновных к ответственности, но предотвращать такие явления в принципе. То есть:
- учить детей корректно общаться, уважать других учеников и одновременно вести себя с достоинством.
- учить мирно разрешать конфликты, предоставляя механизмы для этого;
- быстро и правильно реагировать на первые проявления буллинга (не держать обиды в себе, не терпеть, обращаться за помощью к родителям и учителям и быть уверенным, что они способны решить проблему).
- показать, что за за травлю последует наказание и ответственность настигнет не только самих участников буллинга, но и их родителей.
По-моему, профилактика в такой форме будет эффективной только в одном случае: если сами школьники, учителя и родители с обеих сторон будут действовать заодно. Не замалчивать такие случаи, а разбираться и защищать интересы всех школьников, кто бы ни был виноват. Доводить до сведения родителей, что травля - это недопустимо независимо от того, что послужило причиной. Научить учителей, что ответственность -вовремя заметить и пресечь буллинг, но не их вина, что такие явления случаются между учениками.
Не стоит забывать и о том, что иногда учителя являются «авторами» травли, не реагируя и даже поощряя буллинг против неугодных учеников. То, что закон вводит ответственность за травлю в школе, не поможет побороть это явление, если учителя сами допускают и участвуют в подобном.
Ответственность и наказание за буллинг
По закону ответственность за буллинг будут нести не только сами школьники, но и их родители. Специалисты, комментирующие такую инициативу, объясняют это просто: дети и их родители привыкли, что за все происходящее в школе отвечает школа, в том числе финансово. Их нужно отучать от этой мысли и доносить другую: за травлю других детей будут наказаны рублём родители хулиганов, да и дети испытают на себе последствия.
В качестве наказания за школьную травлю предлагаются такие меры, как замечание, выговор и исключение из учебного заведения, а также штраф. Насколько эффективными могут быть замечания и выговор, можно примерно представить (для подростков это ничто). Те, кто занимается травлей, как правило, не имеют особых авторитетов среди педагогов, а значит, и выговоры от школы воспримут примерно никак.
Отчисление из школы - крайний и наиболее эффективный инструмент борьбы с буллингом. Нет инициаторов - нет и травли. Но добиться такой меры наказания за травлю по закону будет сложно (см. вышеуказанные доводы о сложности применения ответственности за буллинг при расплывчатых формулировках). Если учесть, что детей нельзя лишить права на образование до окончания 9 класса, такая мера выглядит фикцией. Старшие подростки в большинстве своем уже перерастают буллинг, у них уже другие приоритеты, они понимают, что ровные партнёрские отношения в классе дают больше преимуществ, нежели травля ради самоутверждения своего эго.
Многообещающее наказание за буллинг - штраф для родителей и самой школы за игнорирование сигналов о травле. Как именно он будет назначаться, какое разбирательство должно предшествовать штрафу - покажет окончательная версия закона, а также первая практика его применения.
Какие виды ответственности за буллинг есть уже сейчас
Несмотря на то, что до сих нет отдельного закона об ответственности и наказаниях за травлю в школе, сама ответственность вполне возможна. Правда, для ее применения придется постараться и привлечь к делу правоохранительные органы. Школы этого не любят, а потому приготовьтесь, что сотрудничать они не будут, и доказательства школьного буллинга в отношении своего ребенка вам придется добывать самостоятельно.
Гражданско-правовая
В ГК РФ существует ряд статей, предполагающих возмещение вреда, причиненного оскорблениями, клеветой, распространением ложных сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию человека.
Ст. 152 ГК РФ предполагает, что лицо, распространившее такие сведения, обязано их публично опровергнуть. Ст. 151 ГК РФ гласит, что если такое распространение сведений причинило ущерб, он должен быть возмещен виновным лицом.
На практике доказать ущерб чести, достоинству и деловой репутации ребенка сложно, особенно в денежном выражении. Да и почти нет пока деловой репутации у школьника. Ущерб чести и достоинству причиняется, но взыскивать предпочитают не его, а возмещение морального вреда.
За этим необходимо обратиться в суд с иском о возмещении морального вреда, где обосновать свои требования, желательно с приложением доказательств. Подойдут любые свидетельства школьного буллинга: видеозаписи на смартфон, скриншоты переписки в мессенджерах и соцсетях, свидетельские показания и т.д. Приготовьтесь к тому, что сумма возмещения будет невысока.
Если в ходе травли в школе причинен имущественный вред: например, разбит телефон, испорчен рюкзак, одежда, обувь, школьные принадлежности, то его тоже можно взыскать. Правда, придется обосновать как сумму ущерба, так и связь с действиями причинителей вреда (и снова здесь пригодятся видеозаписи и показания свидетелей).
Административная ответственность за буллинг
Отдельной статьи КоАП именно за травлю в школе нет, однако такие действия подпадают под ст. 5.61, 20.1 КоАП РФ - оскорбление, мелкое хулиганство. Всё зависит от особенностей действий, которые составляют объективную сторону буллинга в каждом конкретном случае:
Как видим, ответственность за буллинг будет в виде мелкого штрафа. Правда, стоит учесть, что наказание за буллинг по этой статье возможно только если нарушителю уже исполнилось 16 лет. Младшие школьники отделаются вызовом в ПДН и нравоучениями со стороны инспектора по делам несовершеннолетних.
Уголовная ответственность за буллинг
Здесь всё также зависит от каждого конкретного случая травли: в чем именно заключались действия виновных лиц.
Причинение вреда здоровью: в зависимости от наступивших последствий это может быть ст. 111, 112, 113, 115, 116 или 117 УК РФ. Более вероятно применение последней статьи 117 УК РФ, т.к. именно здесь имеет место систематическое причинение физических или психических страданий несовершеннолетнему лицу. Наказание серьёзное - лишение свободы, однако оно будет условным в 90% случаев (наши судьи жалеют несовершеннолетних, оступившихся впервые).
Также возможны причинение тяжкого вреда по неосторожности, угрозы убийством и прочие проявления агрессии - в зависимости от этого будут действовать совсем другие статьи УК РФ.
Клевета (ст. 128.1 УК РФ) - это устно выраженное унижение человеческого достоинства, ложные порочащие сведения, обидные высказывания в адрес ребенка и т.д.
Хулиганство (ст. 213 УК РФ) - в некоторых случаях может быть применена за проявления буллинга, однако только в том случае, если насилие и оскорбления были направлены на ребенка только потому, что он оказался поблизости, т.е. путём «случайной выборки» либо потому, что он принадлежит к определенной социальной группе (например, родители работают в определенной организации, нет высокого дохода, принадлежит к определенной национальности, имеет инвалидность или особенности внешности и т.д.)
Хулиганство может совершаться как «в реале», так и в интернете:
За то же деяние, совершенное с применением огнестрельного оружия или взрывчатых веществ, наказание будет строже.
На практике эта статья в виде наказания за травлю в школе маловероятна. Скорее, по ней будет привлечена к ответственности сама жертва буллинга, которая доведена до отчаяния и решилась на месть. Тут мы видим уже итог происходящего, что и наблюдали в Брянской школе.
Вместо резюме:
Наказание и ответственность за буллинг - это устрашающие меры, которые могут предостеречь слишком смелых школьников от унижения и оскорбления других детей. Попытка законодательно определить школьную травлю, установить формы борьбы с этим явлением и назначить пределы ответственности за буллинг - это первый шаг. Но сделает ли это учителей более внимательными к проблемам в классе, а школьников - более понимающими и терпимыми к другим?
Борьба с травлей в стенах школы должна начинаться не с угроз, а с внимания к тому, что происходит в классах, особенно когда учитель вышел за дверь. С внимания к словам родителей. С разбирательства каждого случая, когда ребенок сообщил о том, что его дразнят, ударили, унижают и насмехаются, снимают на телефон и делают издевательские клипы с его участием, монтируют коллажи и фотожабы с его лицом. Это не «шутки друзей», это начало более жестоких приколов, а значит, и последствий.