Декриминализация УК РФ 2015

декриминализация 116Верховный суд РФ в середине декабря 2015 года внёс в Госдуму законопроект о декриминализации следующих преступлений небольшой тяжести:
-побои или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий, указанных в статье 115 УК РФ (ч. 1 ст. 116 УК РФ), если такое деяние совершено однократно;
-угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 119 УК РФ), если такое деяние совершено однократно;
-злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ч. 1 и 2 ст. 157 УК РФ),
-использование заведомо подложного документа (ч. 3 ст. 327 УК РФ), за исключением заведомо подложного официального документа.
Согласно судебной статистики, в 2014 году почти половина осужденных признана виновными в совершении именно преступлений небольшой тяжести. Их деяния не носили существенной общественной опасности, тогда как негативные последствия уголовного преследования и осуждения чрезмерным бременем ложились как на осужденных, так и на их семьи. Выходом из этой ситуации законодатель считает исключение данных составов из числа уголовных преступлений и перевод их в категорию административных правонарушений путём внесения соответствующих поправок.

Что нам даст на практике подобная декриминализация 2015 года? Авторы законопроекта отметили следующее: «Такая мера позволит эффективно защитить личность и порядок управления от указанных противоправных деяний, а также предоставит возможность органам предварительного расследования сосредоточить свои кадровые, технические и иные ресурсы на расследовании опасных преступлений».

Среди плюсов - хорошая экономия бюджета и человеко-часов (не нужно тратить ресурсы на писанину по условно осужденным и кормёжку реально отбывающим), пополнение бюджета за счёт административных штрафов, разгрузка дознавателей (действительно можно заняться расследованием более опасных дел, а не мордобоя из-за банки пива или фразы "я убью тебя"). Для лиц, совершивших эти деяния - возможность совершить их за небольшую плату (административный штраф в пользу государства), а не под угрозой уголовного наказания. На этом плюсы закончились (как видите, в плюсе оказались государство, государевы люди и сами преступники).

Что имеем из минусов? Если сейчас многие сдерживают кулаки, платят алименты хотя бы в минимальном размере и не подделывают всевозможные бумаги только под страхом уголовного наказания. Декриминализация вышеуказанных статей, предложенная в 2015 году, сдерживать таких боязливых людей перестанет: больше конфликтов станут решать с помощью мордобоя и угроз убийством(а если нервы расшатаны - то угроза легко перейдёт в реализацию обещанного). Здесь я уже писала о противоправных действиях коллекторов, которые не гнушаются нарушить уголовное законодательство, но с опаской и в ограниченных масштабах, а с отменой ст. 119 УК РФ их фантазию мало что будет сдерживать. Алиментщики вздохнут с облегчением и перестанут имитировать материальное содержание своих детей, которые лишатся даже такого денежного ручейка. О нетрудоспособных родителях можно даже не говорить, они свою миссию по воспитанию чад выполнили, а непутёвым детям будет проще заплатить штраф, чем ежемесячно содержать маму-папу. Фактически зелёный свет открывается использованию подложных документов, которыми до сих пор подтверждают юридически значимые обстоятельства в различных инстанциях, следовательно, доверие к таким доказательствам будет сильно снижено.

Есть ещё одна проблема чисто человеческого плана - если раньше люди по более тяжким составам шли на сотрудничество со следствием взамен на переквалификацию деяния по более "лёгкой" статье, например, с грабежа или вымогательство на 119 или 116 УК, то теперь дознавателям нечего будет им предложить. Да и самим следственным органам в случае недоказанности более тяжких составов по эпизодам с применением насилия или угроз нечем будет подстраховаться. Получается, что "парашюта" в виде 116 или 119 статей УК РФ после декриминализации 2015 года больше не будет - по недоказанным тяжким составам преступники отделаются формальным административным штрафом.

Таким образом, законопроект ставит на одну чашу весов - экономию государственных средств и человеко-ресурсов, освобождение мелких преступников и их семей от последствий уголовного преследования, а на другую - безопасность жизни и здоровья обычных граждан, их защита от посягательств чужих кулаков и угроз, обеспечение хоть какого-то материального содержания нетрудоспособных детей и пожилых людей со стороны обязанных лиц хотя бы и под страхом наказания. Как видим, государственные интересы оказались важнее, чем интересы населения этого самого государства.

Учитывая современное состояние преступности (а точнее - её рост), в том числе и в бытовой сфере, законодатели пытаются решить проблему по принципу: "нет статьи - нет преступления". Но число избиений и угроз, уклонения от уплаты алиментов и подложных документов от этого не уменьшится, просто за это станут наказывать рублём, а не судимостью.
P.S. Граждане, будьте осторожны на улицах и в сомнительных компаниях. Дети, не надейтесь на непутёвых отцов, выживайте сами.